Рецензия на фильм «Новая земля»

Обитаемый остров

Определяя жанр этой картины, как антиутопию, продюсеры, конечно, лукавят. Ибо одно дело привести зрителей в зал на просмотр фильма, как на футуристический боевик с реками крови, а совсем другое — заманить на притчу о спасении души в антураже «Королевской битвы». Казалось бы, тут все до боли знакомо — отправленные в резервацию необитаемого острова те, кого называют отбросами общества, устанавливают свои законы. Живущие с волками начинают жить по-волчьи. И лишь уверенные в себе становятся выше ситуации и спасают тех, кто хотел спастись.

Пронзительный, очень личный и в то же время масштабный фильм с простой историей, без фальши, попытки «закосить под Голливуд», но сделанный на хорошем мировом уровне — готовый продукт для широкого международного проката.

Фильм русский и это многое объясняет. Законы тоталитарного общества, которые действуют в лагерях заключенных выходцам из страны Советов знакомы по хроникам Сталинских лагерей и романам Варлама Шаламова. По заверению режиссера Александра Мельника, в конце 30-х годов прошлого века был создан такой лагерь, куда переселялись заключенные и, обустроившие свое общество, они ели поедом себе подобных, потому как более нечего было есть. Так велась борьба с преступностью. Было то или нет — Бог ведает. Навряд ли остались свидетели.

Жилин — персонаж Константина Лавроненко — осужденный на пожизненное заключение за убийство шести человек. Но он не маньяк. Образ Жилина списан с Виталия Калоева, убившего швейцарского диспетчера за ошибку, приведшую к трагедии над Боденским озером. Так же и у героя ленты семья погибает в катастрофе в небе, и диспетчеры, которые допустили это, расплачиваются за смертельную ошибку жизнью. Хотя привязка к одной персоне, в случае с «Новой землей», — это достаточная, но вовсе не необходимая деталь. Когда первая версия сценария была написана, той самой катастрофы в небе еще не случилось. Да и фильм, по большому счету, вовсе не о конкретной трагедии, а о людях, попавших в экстремальную ситуацию. Об обществе, которое строится по тем законам, которые проповедует лидер. А вот вожак он или пастырь — зависит от человека.

И тут очень важен второй (по роли, но не по значению) персонаж Андрея Феськова — сокамерника Жилина. Он один из тех, кто прекрасно понимает, что творил ужасные вещи. И осознает, что не заслуживает места в раю. Он стремится попасть в ад, чтобы выдумывать пытки чертям. Но однажды, совершая добрый поступок, он осознает, что встает на путь искупления, которого не заслуживает. И уже тем, что он это все отчетливо понимает, он заслуживает спасения с острова, но сам делает свой выбор и не ждет, что его остановят.

Для тех, кто проводит этот эксперимент, люди, отправленные на поселение, уже мертвы. Они осуждены без права помилования, а потому сожаления о том, что происходит с колонистами, никто не испытывает. Остров находится так далеко от мира, что выглядит замерзшей планетой на краю галактики, выхода откуда нет — только в могилу. Однако же к высадившимся на Остров, словно ангел в белых одеждах, спускается куратор эксперимента Terra Nova (Ингеборга Дапкунайте), и сообщает им, что осужденных не бросают на произвол, им дают инструменты, питание на три месяца — все, что необходимо для жизни. И дают право покинуть эксперимент в любой момент, для этого только необходимо добраться по бушующему морю к кнопке, размещенной на буе.

Обледеневший остров, на котором водятся только лемминги, чайки, крачки и можно наловить рыбы, где полгода не заходит солнце и определить, когда наступает календарный день или ночь невозможно. Это не рай, но и не ад. Место, в котором вполне можно если не жить, то выжить. По крайней мере, отведенный устроителями эксперимента срок. Что-то вроде «третьего участка», места между раем и адом, где-то посередине. Если сделать все по-человечески — построить жилье, обустроить хозяйство и быт.

Но оставшиеся в живых после высадки устраивают общество по правилам, знакомым по Зоне — самый слабый должен стать пищей для остальных. И вот над островом уже доносится выкрик с вышки «Последний мертвый!», который каждый день возвещает о том, что одному из живущих придется стать агнцем на закланье, чтобы остальные смогли протянуть на острове чуть дольше и не умереть от голода, потому как осознают, что еды мало и надолго ее не хватит. И для тех, кто обитает на острове (как для высшей касты во главе с Обезьяном, так и низшей, живущей в бараках), кажется, это единственный способ поддерживать жизнь остальных. Для них законы Зоны оказываются капканом, из цепких объятий которого вырваться уже невозможно. И только сильные духом оказываются теми, которые унаследуют землю.

В свете всего сказанного о зоне отечественной, любопытен взгляд на общество заключенных из камер пожизненно осужденных из других стран. Они не спонтанно организованны, а вышколены. У них есть один лидер и они подчиняются ему беспрекословно, без деления на высших и низших. И выстроившись в ряд против первых поселенцев, они уже, как стая волков на одной территории, готова воевать и драться за новую территорию, поскольку между ними мира быть не может. И случится новый естественный отбор. И продолжаться он будет до тех пор, пока создатели эксперимента не решат его прекратить, понимая, что ситуация в этом реалити-шоу, пускай и шоу это существует лишь для его устроителей, выходит из-под их контроля.

«Новая земля» — картина, после которой не хочется много говорить, хотя в ней и остается много недосказанного, но она и хороша тем, что оставляет после себя ощущение необходимости подумать. Редкое сочетание для сложнопостановочного кино, которое, при вящем желании, вполне можно отнести к фильмам, пропагандирующим христианство, хотя это скорее не пропаганда, а проповедь, которую смотришь и слушаешь с интересом.

Фильм «Новая земля» в прокате с 28 августа 2008 года


Все новости