Рецензия на «Чужих на районе»

filmz

Мы отсмотрели фантастическую гоп-комедию Джо Корниша «Чужие на районе». Рецензирует Анатолий Ющенко.

«Монстры»

Тем, кто плевался от «Супер 8» (а таких, поверьте, немало), должны непременно приглянуться «Чужие на районе». Оба фильма поставлены любимчиками Стивена Спилберга, оба растут примерно из одного и того же — щемящей тоски по фантастике, на которую авторы бегали в кинотеатры, будучи подростками — и, как ни странно, нет на свете картин, более непохожих друг на друга, чем эти. После глицериновой красоты от Джей Джей Абрамса велик соблазн предполагать, что автор в молодости был прилежным отличником, носившим аккуратные шортики и неоднократно ходившим на сеансы «Инопланетянина» в сопровождении строгой мамы и большой записной книжки. Режиссерский дебют Джо Корниша (сценариста «Приключений Тинтина» и верного соратника Эдгара Райта) производит обратное впечатление — перед нами нежная ностальгическая поэма, написанная отборным матом; трогательное воспоминание раздолбая, который прогуливал уроки, дрался с одноклассниками, а ночью, когда родители засыпали, бегал в грайндхаус на сдвоенный сеанс фильма Джона Карпентера и каких-нибудь «Зубастиков». Кстати, были ли грайндхаусы в Британии? Не факт. Ну да ладно: скажем так, Корниш впитал в свое кино все сай-фай хиты эпохи районного видеопроката, располагавшегося в доме напротив у каждого, кто в итоге вырос в сертифицированного синефила — эпохи со всеми ее условностями, глупостями и плюшевыми инопланетными захватчиками, пытающимися покрепче вцепиться в героев своими смешными флюоресцентными челюстями.

При всем при этом, снимая заведомо дурацкое кино, Корниш каким-то образом умудрился выдержать идеальный баланс между комедией и ужастиком. Ни то, ни другое не выглядит у него натужным фарсом: когда малолетние гопники шутят, ты лыбишься, когда они же довольно бесцеремонно съедаются «чужими», послушно вздрагиваешь. Самое интересное, впрочем, как авторы ленты жонглируют здесь не жанрами, сколько вчерашним и сегодняшним. «Чужие на районе» вышли в британский прокат перед погромами, за которыми все мы наблюдали в новостной сводке. И их тут, разумеется, призвано объяснить не инопланетное вторжение, а милая старушенция в вязаной шапочке, которая за чашечкой чая, предусмотрительно извинившись за свой французский, поясняет главной героине, что дети совсем отбились от рук, превратившись совсем уж в «fucking monsters». Режиссер Корниш хулиганов из гетто немножко идеализирует, искренне полагая, что все это возрастное, дескать, переболеют. Но одно важное отличие между «сейчас» и той порой, когда на экраны выходил спилберговский «Инопланетянин», он говорит почти что прямым текстом: упади милый пришелец на Землю сегодня, никто не станет катать его на велосипеде, а вот забить бейсбольными битами, чтобы потом продать бездыханный трупик уфологам — это запросто.


Все новости