Рецензия на фильм «Матрица: Воскрешение»

filmz

Параллельно с ностальгирующим по былому «Человеком-Пауком» в прокат вышел еще один «привет из прошлого». Рассказываем об одной из главных премьер этого года, четвертой серии легендарного киберпанка «Матрица».

Сложно переоценить ожидания, возлагаемые на квадриквел легендарной «Матрицы». Спорные продолжения, выдержка двумя десятилетиями и одна за другой провальные работы Лилли и Ланы Вачовски не испортили коллективные воспоминания, а почему-то только подогрели интерес. Конечно, стоит отметить грамотную рекламу. В вышедшей на игровых приставках технодемке Нео с Тринити шутят про маркетологов, обвиняя капитализм во всех бедах. Трейлеры показывают дивный новый мир, противоречащий тому, к чему мы привыкли. Разве Нео не умер? Что значит уточка на его голове? Почему его кормят синими таблетками? Ответы в фильме содержатся, беспокоиться не стоит. Их содержательность, правда, вызывает лишь недоумение.

Новая «Матрица» по окончании титров способна ввести зрителя в полнейший ступор. За что нас так старательно наказывают все эти два с половиной часа? Ведь, откровенно говоря, с точки зрения простого зрителя, «Воскрешение» – чрезвычайно плохое кино. Там есть многочисленные попытки посмеяться над собой, хотя, по правде говоря, давно уже не до смеха. В нем бесстыдно затянутые диалоги и отсутствующее чувство ритма. Блистательные артисты Нил Патрик Харрис и Джонатан Грофф в роли злодеев, конечно, приободряют, но не оправдывают происходящий фарс.

Экшн представляет собой полнейшую самопародию, выполненную с невыносимым «рваным» монтажом. Каждая заумная философская мысль, коими славны предшественники, была проговорена в трилогии. В первый час фильм и вовсе напоминает о третьей части «Терминатора» – попытка переосмысления старых идей, лишенная всякого достоинства. Как вам сцена поцелуя Киану Ривза и Кэрри-Энн Мосс, снятая словно для соревнования в номинации «лучший поцелуй» от MTV? И это на фоне постоянно всплывающих кадров из прошлых частей. Такое способно ввести зрителя в настоящую депрессию, демонстрируя, что время не щадит никого. Даже «нестареющего» Ривза. Будет ли это поводом обвинить Лану Вачовски в полном провале? Отнюдь, ведь она как никто другой понимает: тягаться с романтизированной в воспоминаниях людей «Матрицей» невозможно, а искусство никому не должно доставлять удовольствие.

В 1965 году Энди Уорхол снял провокационный восьмичасовой фильм «Эмпайр», где кроме панорамы небоскреба ничего не было. В 2021 году Лана Вачовски, по-видимому, решила повторить фокус легендарного художника, показав нам настоящий киберпанк. Не жанр научной фантастики, а субкультурное движение в своем исконном смысле. «Панк» означает бунт, стремление к переменам. Приставка «кибер» подразумевает крен в сторону технического прогресса и компьютеризации. Вачовски игнорирует ожидания, разбивает идеализированный образ из наших воспоминаний. Это не «Нет пути домой», где сценаристы трепетно относятся к ностальгическим чувствам зрителя; это особенное блюдо для настоящих гурманов.

Но результат так бы и остался пустышкой, не покажи Лана Вачовски себя авторкой с большой буквы. Она выстраивает историю вокруг личного. Нео, Тринити, Морфеус, мир машин – это важно, но не по-настоящему. Перечисленное и есть матрица – выдуманный мир, принадлежащий жёстким дискам, ненадежным воспоминаниям да экранному полотну в кинотеатре. Зато через него можно рассказывать о других важных вещах: о трансформации тела и души, о перевороте всего мира вверх дном, об экзистенциальном кризисе. За такой творческий порыв, пожалуй, можно даже простить столь бессовестное отношение к зрителю и его свободному времени.


Все новости